МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 2
Балахтинский район
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 2

         Дата создания образовательного учреждения:

    Постановление администрации Балахтинского района № 70 от 06.03.1996г.

    История школы

        Одноклассное церковно-приходское училище в селе Балахтинском было открыто 8 сентября 1902г. и существовало параллель- но другому, но двухклассному училищу, организованному еще в 1847г. Его открытие диктовалось как просветительской политикой, проводимой в Енисейской губернии, так и потребностями крупного волостного села, для которого было недостаточно одной шко- лы. У истоков его открытия стоял замечательный человек - Георгий Игнатьевич Итыгин.

        В 1918г. со сломом старой государственности перестает существовать прежняя система финансирования школ, какое-то время денежных поступлений нет совсем. Зато по новой системе зав. школой не назначается, а выбирается Школьным Советом. Агнию Александровну Тарасову избирают на 1917/18 учебный год, переизбирают и на следующий. Со своей зрелостью и опытом Тарасова пытается найти выходы из трудных ситуаций. «Средства на содержание школы изыскиваются путем постановки спектаклей,- пишет она в отчете, - в нынешнем году получили 62р.90к.+ 45р. пожертвований.
         К весне 1919г. отсеиваются 32 ученика, оставшиеся 50 - это те, кто, закончив начальную школу, непременно хотят продолжить учебу далее, в Балахтинском двухклассном училище с 7-летним сроком обучения. С реорганизацией училища в 1910/11 учебном году в двухкомплектное, новый дом стал тесен. В одной классной комнате занимались два преподавателя, когда объяснение новой темы шло одновременно, дети не знали, кого слушать, поэтому кто-то из учителей вынужден был уводить свою группу в раздевалку, темную, с одним окном комнату. Видя это, Тарасова, как истинная просвещенка, потеснилась и одну комнату из положенных ей двух, отдала под учебные цели. 1918/19 учебный год был тяжелым во всем. В домах по вечерам не зажигали ламп из-за отсутствия керосина, дети приходили в класс, не выучив уроки. Тарасова уже тогда предлагала ввести что-то похожее на нынешние группы продленного дня, когда воспитанники могли бы собраться в школе на один - два часа вечером, пользуясь училищными лампами, под присмотром педагогов приготовить уроки. К сожалению, Отдел образования не мог оказать никакой помощи: ни деньгами, ни керосином.
         Другим моментом, срывающим никакой помощи: ни деньгами, ни керосином. Другим моментом, срывающим уроки, была нестабильность власти. Тарасова пишет, что они боялись всех, особенно неизвестных им большевиков, нашествия которых ждали за полторы недели до Пасхи, родители не пускали в эти дни детей в школу.
    В голодном и эпидемическом 1920/21 учебном году количество детей, посещавших школу, резко идет вниз, в трех классах учатся соответственно 9, 19 и 6 человек. Куличенская школа не отличалась от других, и ежегодная сменяемость педагогических кадров стала в ней почти нормой.
         В 1920г., когда надо было переходить на новые программы обучения в системе единой советской трудовой школы, школа не имела ни мастерских, ни простейших инструментов, ни земельного участка, но заведующая Тарасова находит интересный выход, который говорит о хорошем знании бытовых и ремесленных традиций балахтинцев. Она предлагает детям, используя природные материалы, учиться плести из соломы шляпы, а из прутьев - коврики под ноги.

          В 1931г. Куличенская начальная школа была реорганизована в образцовую. 1930 год - это введение в стране всеобщего обязательного начального образования, апробируется система работы с первоклассниками 7-летнего возраста, а не 8-10-летнего, как было ранее. При школе организуется опытная группа, призванная быть впоследствие образцом для всего начального образования района.


    ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ДОМА.


        Построенное в 1908г. здание церковно-приходского училища уже через два года становится тесным, но тогда остроту проблемы смягчила заведующая, уступив под классы часть своей квартиры. Вопрос об увеличении школьных площадей ставился, но не мог быть решен положительно вплоть до 1949г. Если в 1948/49 учебном году в четырех классных комнатах в две смены обучалось 8 классов в количестве 264 учеников, то в следующем прибавилось еще 40, т.е. целый класс, которому не было места. На заседании Исполкома Балахтинского райсовета принимается решение: «Рекомендовать разместить новый класс в одной половине дома, купленного сельсоветом под квартиры для учителей».
         Но принимать подобные решения постоянно при росте числа учАщихся невозможно, поэтому в феврале 1950г. было запланировано возведение нового здания и выбрана площадка под него. Насколько трудно воплощалось в жизнь решение, можно прочесть в главе «История строительств и ремонтов». Этапы строительства школы в начале 1950-х годов стали этапами преодоления всего: нехватки материалов и денег, транспорта, квалифицированной рабочей силы, отсутствия централизованного снабжения школ, когда за всякой мелочью в город должен был ехать директор.
         К началу 1960-х годов школа опять переполнена, на этот раз расширение площади ведется за счет пристройки к уже существующему зданию четырех комнат и двух кабинетов, используются дома, перевезенные из зоны затопления, это на какое-то время снимает остроту проблемы.
         1997 год. «Более чем в 3 раза переполнена БСШ №2. Учащиеся начальных классов выведены для занятий в здание детского сада, в школе нет столовой и актового зала, нижние венцы здания подгнили и укреплены подпорками, потолки провисли,» - так обрисовывает состояние школы зав. РОНО Р.Б. Климанова на заседании Исполкома райсовета. Строительство нового школьного дома на 704 ученических места было начато в 1993г., вырыт котлован, но из-за отсутствия средств работы прекратились.
         В настоящее время школа по-прежнему располагается в здании 1950 года возведения, к которому несколько раз делались расширяющие ее пристройки. Капитальный ремонт, приуроченный к празднованию 100-летнего юбилея, обновил ее внешний вид кирпичной облицовкой, интерьерновой отделкой, но оставил неизменным внутреннее пространство.

    НОВОЕ ВРЕМЯ.


         В разные годы в Куличенской школе работали основательные и энергичные директора, умные и творческие педагоги, поэтому коллектив добивался успехов практически во всех составляющих учебной и общественной работы. О тимуровских командах и шефстве над вдовами и инвалидами Великой Отечественной, о помощи колхозу и участии во всех народохозяйственных начинаниях района, о достижениях школьного лесничества и команды КВН, туристической, экологической, концертной деятельности.
         Статус средней был получен школой в середине 1990-х годов, в один из наиболее трудных периодов существования системы образования вообще. Но для БСШ №2 это время стало плодотворным. Работая с повзрослевшим контингентом, учителя сумели показать новый уровень профессионализма.
         Начиная с 1995г., пять раз подряд команда БСШ №2 становилась победителем конкурса «Безопасное колесо», учредителем которого было Краевое Управление внутренних дел, и получала прекрасные награды в виде многодневных круизов по Енисею на современных дизель-электроходах.
         В 1996г. в школе был создан логопедический кабинет, в 1997г. организована психологическая служба.
         В 1998г. БСШ №2 вышла победительницей Всероссийского конкурса «Школа года-98».
         В 1999г. на ее базе была организована экспериментальная площадка по индивидуально-ориентированному способу обучения.
         В 2000г. БСШ №2 стала районным методическим центром по теме «Социализация личности» и принимала у себя группу педагогов из Назаровского района, которые приехали перенимать опыт работы своих коллег. Все это на фоне невыплат заработной платы, забастовочных и предзабастовочных ситуаций, капитального ремонта старого школьного дома, подготовки к 100-летнему юбилею.

    СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ


        Куличенская была второй школой в районе, после Курбатовской, которая отмечала свой юбилей, опираясь не на притянутый факт, а на истинную дату основания, что свидетельствует о существовании традиций и преемственности.

    ГОВОРЯТ ЦИФРЫ

    • 1903 год - в Балахтинском одноклассном училище работает один учитель и одновременно заведующий.
    • 1905год - преподают двое учителей.
    • 1913 год - появляется третий учитель.
    • 1919 год - с 50-ю учениками занимаются три учителя и два помощника учителя.
    • 1924 год - в школе 74 ученика и два учителя.
    • 1948 год - уроки посещают 264 ученика.
    • 1961 год - в школе 175 учеников, из них 118 - в начальном, 57 - в среднем звене. Работают 8 педагогов и 2 технических работника.
    • 1983 год - педколлектив насчитывает 16 человек, у десяти из них - высшее образование.
    • 1995 год - наполняемость щколы - 370 учеников.

    Образование и формы обучения

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie